Как стриминг меняет музыку

06.01.2018

Эксперт портала ART + marketing под псевдонимом American Jebus поразмышлял на тему того, что дают для музыкальной индустрии стремительно развивающиеся стриминговые площадки, такие как Apple Music, Spotify и т.д. Он рассказал, как это работает изнутри, и чем полезно для нас — слушателей. 


Полноценное вступление стримминга в мир потребления музыки началось ещё в 2016 году. Lemonade от Бейонсе (Beyoncé) за первую неделю прослушали рекордные 115 миллионов раз, а Дрейк (Drake) неделю спустя смог поднять эту отметку до 245 миллионов благодаря своему альбому Views. Издание Harvard Business Review сообщает, что продажи американских альбомов упали с пиковых 785 миллионов копий в 2000 году до всего лишь 241 миллиона в 2015 году — преимущественно из-за людей, слушающих музыку через Spotify или Apple Music. Теперь физические продажи альбомов или их загрузка из Сети — ничто иное, как пережиток прошлого.


И это только начало: всё больше производителей музыки отказываются от линейной последовательности треков в альбомах, комбинируя композиции разных стилей, чтобы у слушателя не складывалось ощущение однообразия при прослушивании. Тем не менее, каждый пользователь потокового сервиса может и самостоятельно расставлять последовательность своих любимых треков или получать уже готовые плейлисты, составленные другими юзерами или известными артистами.

Подобные «уловки» призваны заинтересовать рядовых пользователей, путём создания для них особой приятной, пусть и «одноразовой» атмосферы. Однако, это же может и негативно сказаться на лояльности продвинутых меломанов, ищущих конкретный тематический или музыкально наполненный альбом для полного погружения в прослушивание.

Конечно, явление не совсем новое. На протяжении десятилетий хитовые синглы активно штамповались для массовых слушателей, а после своего трёхмесячного жизненного цикла такие треки попадали в руки диджеев, которые слегка переделывали мелодию, меняя четыре аккорда, чтобы вдохнуть в них новую жизнь. Но, то, что мы видим сегодня — это музыкальные автоматы на стероидах.

Альбом Дрейка More Life — по сути, плейлист, построенный по духу нынешнего времени — то есть, скорее, маркетинговая кампания, стремящаяся извлечь выгоду из растущей тенденции слушателей поглощать общую атмосферу треков, а не вслушиваться в их текст и композицию.


Популяризация компакт-дисков в 80-е годы укрепила мощь больших музыкальных лейблов: они стали продавать музыку на дешёвых носителях гораздо дороже, чем те обходились в производстве. Позднее пришла цифровая революция, передавшая рычаг управления музыкой компании Apple, которая стала помогать открывать новые таланты, полностью искореняя систему, установленную когда-то музыкальными гигантами. MP3-плееры и iPod убили необходимость покупки CD-дисков, а ценовая политика в 99 центов за один трек в полной мере обеспечила носимые музыкальные девайсы легкодоступной легальной музыкой.

Теперь же, по данным Ассоциации Индустрии Звукозаписи Америки, в том же 2016 году музыкальные стримы составили 51,4% всех доходов от музыки в США, что показывает значительный рост в данном направлении: в 2015 году этот показатель составлял 34% и лишь 9% в 2011 году. Потоковые сервисы постепенно смещают тотальный контроль больших лейблов над музыкой, но прослушивание, ориентированное исключительно на плейлисты, может привести к тому, что Spotify, Apple Music или Tidal займут места тех самых лейблов на этом рынке, из-за чего артисты станут более зависимыми от алгоритмов данных площадок. В самом худшем циничном случае случится так, что написание песен превратится в прогибание под соответствие самым модным течениям, чтобы получившийся трек максимально «завирусился».

Spotify со своими 140 миллионами активных пользователей и 60 миллионами платных подписчиков, против 27 миллионов у Apple Music, стал наиболее приоритетной площадкой для стриминга собственного контента, как у музыкальных компаний, так и у отдельных артистов.

Сегодня мы становимся свидетелями нового типа оформления синглов: в 80-е и 90-е года лейблы выкачивали столько итераций песни, сколько позволяли правила чарта, призывая поклонников скупать все версии, чтобы помочь продвинуть трек как можно выше. Но нынешние композиции получают уже полноценные глубокие ремиксы.

Например, Despacito стала крупнейшей песней 2017 года, как по количеству воспроизведений (по подсчётам, 4,6 миллиардов раз), так и по количеству всевозможных изменённых версий (примерно с десяток): оригинальная версия в исполнении Daddy Yankee; завоевавший весь земной шар вариант с участием Джастина Бибера; португальское исполнение; а также сальса, поп и многие другие. Помимо того, что Despacito показывает неумолимый интерес аудитории к реггетону (музыкальный жанр с элементами регги, дэнсхолла и хип-хопа) о сексе на пляже в Пуэрто-Рико, песня также является предвестником будущих хитовых синглов, сформированных в плейлисты с как можно более непонятными названиями.


В результате мы наблюдаем настоящую музыкальную бомбардировку: исполнители теперь соперничают за право обладания объединёнными стримами, чтобы занимать высокие позиции в чартах. Ещё артисты могли бы воспользоваться примером Coldplay, выпускающего треки со своего EP Kaleidoscope (EP — это мини-альбом) на протяжении нескольких месяцев, чтобы всегда присутствовать в списках постоянно обновляющихся плейлистов.

Следовательно, музыканты могут тяготеть к модели реализации творчества, предлагаемой потоковыми сервисами, ещё и по той причине, чтобы оставаться на плаву при нынешних реалиях рынка. Это может родить новую эпохи цифрой дистрибуции: ориентированный на музыканта формат, способствующий тому, чтобы уровень его контента соответствовал стриминговым требованиям.

Нетрудно представить, какое развитие, при этом, получит More Life Дрейка и прочие похожие релизы: представьте плейлист, объединяющий в себе несколько разных альбомов, в том числе конкурирующих исполнителей, с постоянными обновлениями в реальном времени без конфликтов на тему правообладание.

Однако всё ещё остаётся вопрос: как долго такие компании, как Apple, Spotify и прочие крупные игроки рынка, смогут сохранять свою власть, оказывая влияние на молодых артистов, если те впоследствии уходят заключать контракты с крупными лейблами?

Развитие плейлистов может стать как поворотным моментом для стриминговых платформ, укрепив их влияние на лейблы, так и последней каплей для этих музыкальных компаний, которые в одночасье заблокируют доступ к своему творчеству. Ну а если взглянуть более оптимистично, то у плейлистов есть потенциал, чтобы упростить и укрепить сотрудничество между лейблами, потоковыми сервисами и независимыми артистами. Также это может послужить мощным инструментом для слушателей, мечтающих найти нового классного исполнителя со свежим звучанием, или, например, позволить им определять лучших представителей в каждых конкретных жанрах, даже таких малопопулярных сейчас, как альтернативный рок или хип-хоп 90-х. При такой системе голос каждого музыкального фаната будет учтён, а новые пользователи смогут разнообразить свои предпочтения.

Но на данный момент музыкальная индустрия имеет дело со стратегией, в которой артисты процветают и зарабатывают, подстраиваясь под модные течения.

Мнение Big Geek

Уже становится очевидно, что за потоковыми сервисами — будущее. Быстрый мобильный интернет сейчас есть практически везде, так зачем забивать место в своём смартфоне? Плюс, это банально проще: музыку не нужно искать и качать. Полная библиотека всегда под рукой, а нажать на кнопку play гораздо проще, чем каждый раз выискивать отдельную композицию для загрузки. К тому же, вы ещё и знакомиться с новинками можете оперативнее, или вообще открывать таких исполнителей, о которых раньше даже не слышали — спасибо плейлистам. Для артистов же (особенно, молодых и независимых) это отличный способ громко заявить о своём творчестве без огромных бюджетов и связей, от чего мы с вами, опять же, выигрываем.

Будущее во всём: от беспилотных авто и жутких роботов до виртуальной реальности и музыки. Сунул в уши AirPods, включил свежий трек без муторных загрузок и побежал по делам — это ли не фантастика?

Какие минусы? Пиратам явно будут чужды такие инновации, но подобная категория людей всегда отказывает себе в удобстве ради халявы, так что им не впервой. А ещё существуют аудиофилы, но у них в плане удобства примерно схожая с пиратами ситуация, только в другую степь: огромные наушники, тяжёлые угловатые плееры за много тысяч денег, особые форматы и всякое такое. Но вот для этой категории слушателей, на мой взгляд, когда-нибудь появится удобное решение, ведь, технологии не стоят на месте. 6G-интернет для стрима музыки без сжатия, суперкомпактные беспроводные наушники с усилителями, м? Как вам?

Ну а вы рассказывайте в комментариях, как привыкли потреблять музыку? Пользуетесь ли стриминговыми сервисами?

Иван Кудинов, Big Geek
По материалам: ART + marketing