Почему Джони Айв — гениальный дизайнер?

01.12.2017

После официального открытия такого огромного и футуристического здания, как Apple Park, у его идейного вдохновителя Джонатана Айва стали часто брать интервью. Один из авторов издания Smithsonian Magazine Рик Тецели (Rick Tetzeli) поговорил с шеф-дизайнером Apple не только о новой штаб-квартире компании или iPhone X, но и о главных принципах его работы, как творца, и об источниках вдохновения.


Когда Джони был ещё ребёнком, его отец, профессор кафедры дизайна и технологий, а также мастер по серебру, подарил ему необычный рождественский подарок — соглашение:

«Если бы я действительно захотел что-нибудь смастерить и реализовал бы эту идею на бумаге, — вспоминает Айв, — отец пообещал, что потратил бы немного собственного времени, чтобы привести меня в университетскую мастерскую и завершить задуманное».

На протяжении многих лет маленький Джони с папой строил мебель, тележки и детали для дврей, работая по дереву и различным металлам.

«Всю свою сознательную жизнь я любил рисовать и создавать вещи», — добавил Айв.

Как мы все знаем, он и сейчас продолжает «создавать вещи», в том числе и самые популярные гаджеты на планете.

Глава дизайна Apple Джонатан Айв был ближайшим доверенным лицом Стива Джобса, а теперь, в возрасте 50 лет и через шесть лет после смерти отца-основателя, стал одним из двух важнейших людей в самой дорогой компании мира. Второй такой человек — это генеральный директор Тим Кук.

Из немногого числа компаний, определяющих развитие технологий в 21 веке, таких как Amazon, Facebook и Google, лишь Apple напрямую зависит от продажи собственных девайсов. Поэтому первоочередной целью для Айва является создание всего тех «железных» продуктов, что выходят из-под крыла Apple: от воздушно-минималистичных розничных магазинов и таких устройств, как iPhone и iPad, до девайсов новейших категорий: Apple Watch и готовящаяся к выходу смарт-колонка HomePod.

Из моего недавнего интервью с Айвом, сидящем на диване в люксе отеля Carlyle на Манхэттене, стало ясно, что его дизайнерские предпочтения не особо изменились со времён детства: он всегда стремился делать не просто красивые, но ещё и максимально функциональные вещи. Вырос будущий шеф-дизайнер Apple в пригороде Лондона, а изучал промышленный дизайн в Политехническом университете Ньюкасла на севере Англии. 

«Рисование никогда не было для меня самоцелью или способом самовыражения», — сказал дизайнер.

Для него это было больше похоже на нечто вроде искры, рождающей диалог между вдохновением и возможностью воплощения этой идеи в жизнь:

«С годами мои рисунки становились всё менее насыщенными. Часто это были лишь фрагменты каких-то отдельных предметов».

Одним из последних творений Джонатана, которое было представлено этой осенью, стала огромная новая штаб-квартира Apple в Купертино. «Кольцо», как называют сотрудники компании главное здание нового кампуса, представляет собой огромную стеклянную окружность, обволакивающую ландшафт лугов и насаждения калифорнийских деревьев.

Айв провел более пяти лет, работая в тесном контакте с британским архитектором Норманном Фостером (Norman Foster) практически над каждой деталью, начиная от девятисот изогнутых стеклянных панелей шириной 45 футов (~14 метров), служащих стенами здания, и заканчивая вогнутыми, как у первых iPhone, кнопками лифта, сделанными из матового алюминия, напоминающего материалы корпусов компьютеров Mac.


Джони Айв в Apple Park

В солнечные дни всё сооружение заливается естественным светом, особенно кафе на четвёртом этаже, вмещающее в себя до 700 посетителей. Две большие стеклянные панели высотой 26 и 16 метров, служат внешней стеной заведения, когда стоит пасмурная погода, но в большинство ясных дней их отрывают, чтобы был виден большой внутренний двор, в котором могут собраться ещё 1700 человек и попробовать местные органические блюда. Каждая стеклянная вставка была спроектирована максимально прозрачной, чтобы минимизировать видимость границы между помещением и улицей.

Пожалуй, неудивительно, что дизайн-студия Apple имеет лучший вид из окна, располагаясь на четвёртом этаже рядом с офисами топ-менеджеров. Студия получилась просто огромной, благодаря задумке Айва, чтобы все творцы компании имели к ней доступ для реализации своих задумок, как и он сам в свои детские годы в мастерской отца. Впервые у Apple есть достаточно рабочего пространства, чтобы собрать вместе промышленных дизайнеров, экспертов в области графики, специалистов по шрифтам и дизайнеров компьютерных интерфейсов, которые могут взаимодействовать друг с другом и рождать новые идеи. Студия оборудована даже несколькими фрезерными станками для производства прототипов прямо на месте.

«Я думаю, что по-настоящему понять материал, разобраться в его свойствах и особенностях, можно только при непосредственной работе с ним, — подчеркнул Джони. — Самым знаковым моментом в процессе работы станет ваша первая модель. Нам она может понравиться или нет, но это абсолютно неважно, потому что с первой вещью, которую вы создали собственными руками, для вас изменится всё».

В технологическом дизайне уже стало прописной истиной, что для создания чего-то очень простого в использовании, нужно проделать огромную работу. Ни одна компания не доказала этот принцип более наглядно, чем Apple.

Всё началось с Джобса, который научил своих инженеров и дизайнеров тому, что они должны создавать не те устройства, которые требуют клиенты, а те, которые упростят им жизнь: интернет, различные сервисы, приложения, работа с документами, просмотр видео, электронная почта, мобильные игры, фото- и видеосъёмка — все те бесчисленные вещи, которые мы делаем и по сей день без каких-либо усилий.

Да, сегодня вы можете обсуждать и негативные последствия такой «силы», доступной прямо на кончиках пальцев, однако нельзя отрицать, что это настоящая революция, как среди богатых, так и бедных людей. Но сегодня Айв имеет своё видение на некоторые тезисы Джобса. Стив любил iPad и называл его «интимным устройством», потому что в него можно было погрузиться, как в хорошую книгу: окно в любые миры, какие бы только вы хотели изучить.

«Во многих отношениях, — говорит Айв, — мы пытаемся сместить этот продукт».

iPhone X, который Айв припас для меня, чтобы показать, — это действительно суперкомпьютер толщиной всего в 7,6 мм, являющийся стильным безрамочным сэндвичем из стекла и стали. Джони положил свой «космически-серый» iPhone X на журнальный столик рядом с моим iPhone 7 Plus, чья белая рамка обрамляла чёрный прямоугольник дисплея.


Моему смартфону всего год, но уже сейчас он выглядит неуклюжим в сравнении с «десяткой». Айв взял в руку мой iPhone, после чего дал довольно острую оценку своей предыдущей работе: 

«Сейчас этот дисплей кажется довольно несвязанным элементом корпуса».

Apple редко первой внедряет новые технологии. Samsung и другие технологические компании уже довольно давно успели представить смартфоны с экранами во всю переднюю панель, но когда Apple понимает, что приходит время и ей вступить в гонку, она, как правило, реализовывает технологию на более высоком уровне, чем конкуренты.

«Это то к чему мы стремились годами», — отметил дизайнер, подразумевая безрамочный дисплей iPhone X.

Компания любит продвигать идею, что её продукты настолько интуитивно понятны, что становятся незаметными во время использования, но Айв действительно в это верит. Тем не менее, стоит признать, что Apple не всегда попадала в цель.

Первый девайс от Джонатана после смерти Джобса, Apple Watch, должен был стать универсальным «интимным гаджетом». В итоге, хоть «яблочные» часы имели сторонников (например, The Wall Street Journal писал: «Наконец-то в умных часах есть смыл!»), многие критики заклеймили их («Пожалуй, не стоит их покупать», — писал технологический сайт Gizmodo).

Свои Apple Watch я перестал носить через две недели после покупки. Интерфейс слишком загромождён, и, в отличие от моего iPhone, мне приходилось останавливаться, чтобы пользоваться ими на улице.

Два года спустя стали появляться обзоры на Series 3, которые начали получать восторженные отзывы: «Это следующий iPhone», — провозгласили в Wired. Как такое могло случиться? Айв и Apple адаптировались. Они поняли, что в своё время недодали оригинальным Watch возможностей фитнес-трекера, и привлекли Nike в качестве партнёра.

«Мы не всегда принимаем верные решения, — признался Джонатан относительно долгого процесса совершенствования любого продукта от Apple. — Если вы производитель, вам нужно постоянно учиться». 

К сентябрю Apple Watch стали самыми продаваемыми часами в мире.

Мнение Big Geek

Можно по-разному относиться к Джони Айву и его работам. Не всем всегда приходится по душе дизайн очередного iPhone, ведь на то существуют и объективные причины, помимо вкусовщины: неизменный дизайн устройств на протяжении нескольких лет, огромные рамки вокруг дисплея, далеко не всегда оправданная излишняя тонкость корпусов и т.д. Но стоит признать, что его творения всегда ассоциируются с чем-то очень качественным, премиальным и приятным на ощупь.

Из этого интервью мы выяснили, что Айв, помимо прочего, ещё и настоящий работяга, любящий работать с материалом и тестировать его самостоятельно, что вызывает огромное уважение. Cегодняшние реалии показывают нам, что iPhone — это золотой стандарт смартфоностроения и некая икона стиля, а Apple — самая дорогая корпорация в мире. И в этом несомненно есть огромная заслуга Джони Айва. 

Иван Кудинов, Big Geek
По материалам: Smithsonian magazine