«Сегодняшняя реальность — полный отстой». Обзор фильма «Первому игроку приготовиться»

30.03.2018

Фильмы по книгам редко получаются одинаково хорошими для поклонников оригинального произведения и для любителей просто хорошего кино. «Первому игроку приготовиться» мог стать одним из тех фильмов, который не понравился бы ни тем, ни другим, потому что вряд ли бы перенёс на экран хотя бы половину описанного в книге Эрнеста Клайна, да и сама по себе экранизация книги о геймерах и для геймеров могла оказаться пустышкой, несмотря на все старания Стивена Спилберга в качестве режиссёра и Зака Пенна как сценариста.

Западные журналисты так вообще очень скептически отнеслись к самому факту экранизации, потому что книга Клайна спустя 7 лет после выхода неожиданно оказалась под прицелом критиков — якобы в ней слишком сильно идеализируется образ геймера-одиночки, который получает всё, просто оставаясь, по факту, самым диким задротом среди токсичного окружения таких же задротов.

Конечно, книгу критиковали и раньше, как правило за слишком большое количество отсылок к поп-культуре 80х, никак не влияющих на сюжет, и понятных только таким же ботаникам, как и главный герой. Были придирки в том числе к самому сюжету и к персонажам. Но несмотря на всё это, книга оставила определённый след в гик- и геймер-культуре, потому что была в том числе о дружбе и о людях, которые сплотились не только в виртуальном мире, но и в реальном, через все препятствия и невзгоды. Знакомые и близкие вещи для каждого игромана со стажем.

И если с отсылками к поп-культуре прошлого века в случае с экранизацией изначально было понятно, что очень многое из книги не войдёт в кинофильм банально из-за отсутствия прав на целые игровые или кино-вселенные, то главной загадкой оставалось следующее: сможет ли Спилберг показать, как сильна и важна бывает виртуальная дружба, и что игры — это не просто развлечение для задротов?

Да, сто раз да и ещё раз да! Это лучший фильм об играх и геймерах за последнюю тысячу лет. Но, к сожалению, не настолько близкий к оригинальному произведению, как хотелось бы поклонникам книги. Фильм получился более пустым и похожим на безумный цифровой аттракцион. 


Отличия от оригинального творения Клайна бросаются в глаза с первых же минут. Главный герой не похож на полного неудачника, его отношения с тётей не кажутся такими же натянутыми, да и сам по себе «Оазис» — огромный виртуальный мир, заменивший людям реальный, показан скорее как гигантских масштабов видеоигра без каких-либо значимых социальных и политических функций.

Дальше отличия только нарастают: появление ключевых персонажей, локации и даже события, приводящие героев к главным сюжетным поворотам показаны совсем иначе. Где-то с середины фильма повествование окончательно отворачивается от первоисточника и идёт своим путём, делая акценты лишь на некоторых знакомых по книге событиях, но даже в этом случае под иным углом.

Для чего это сделано? Конечно же для большей зрелищности и динамичности. Ну и чтобы поклонникам книги было чему удивиться, наверное. И, поверьте, пару раз вы действительно удивитесь! Но в остальном, зрителя с первых минут просто ставят перед фактом: вот хорошие ребята, вот плохие, а вот из-за чего весь сыр-бор. Понеслась! Наслаждайтесь спецэффектами и знакомыми персонажами самых разных вселенных.


Их в экранизации невероятно много, но большая часть из них выступает лишь в качестве декораций. Ну а чего ещё ждать от аватаров миллионов игроков, заполонивших «Оазис»? Каждый занят своим делом ровно до одного решающего момента. Однако по ходу фильма вы будете не раз ловить себя на мысли, что уже где-то видели того громилу с четырьмя руками или вон ту игривую девчонку с необычной пушкой в руках. Это, как минимум, приятно, хоть и не несёт особого смысла.

Из-за того, что в угоду динамичности и зрелищности сценаристы порезали огромную часть оригинального сюжета, некоторые диалоги вызывают как минимум удивление, а как максимум — ступор, потому что о предметах этих самых диалогов ранее нигде не было сказано. Для тех, кто читал книгу, всё будет понятно и так, но для всех остальных это может стать поводом для недовольства. Хотелось бы, чтобы в режиссёрской версии не было таких досадных нестыковок.

Так как события происходят очень стремительно, развитие персонажей почти никак не ощущается — они не раскрываются в полной мере. Протагонист каким был в начале фильма, таким и остаётся до конца, хотя по пути всё же познаёт и принимает для себя некоторые новые истины. Но в книге ему пришлось сильно измениться, чтобы достичь всего, о чём только можно мечтать, да и другие персонажи были раскрыты намного глубже.

К игре актёров практически нет претензий. Да, местами они переигрывают или чуть-чуть не доигрывают, но это не сильно бросается в глаза на фоне происходящего безумия на экране с тонной дорогущих спецэффектов.


Вот они в этом фильме просто потрясающие! Виртуальная реальность OASIS завораживает и кажется такой близкой, знакомой и родной для всех, кто хоть раз играл в самые знаменитые игры или смотрел культовые фильмы за последние 30 лет. Битва между Мехагодзиллой, Стальным Гигантом и Гандамом достойна просто наивысших похвал. Серьёзно, в кино стоит сходить хотя бы ради неё. И обязательно в IMAX 3D!


Сценаристу Заку Пенну не удалось перенести на экран все самые крутые отсылки из книги Клайна, но он мастерски накидал других из тех же 80х и 90х годов, не менее клёвых и атмосферных. Да и саундтреки ко всему происходящему на экране подобраны просто отличные — Bee Gees, New Order, Van Halen, А-Ha, Duran Duran, Depeche Mode и многие другие.

 

В общем и целом, фильм кажется сильно упрощённой под массового зрителя адаптацией книги, лишённой нескольких важных, серьёзных и жёстких сюжетных моментов, без которых экранизация сразу же стала более детской и весёлой, чем изначально была сама книга. Но это не делает фильм хуже. В нём поднимаются ровно те же вопросы, а основной посыл раскрывается даже несколько глубже оригинала. 



Фильм может понравиться или не понравиться тем, кто читал книгу, но он точно понравится всем, кто более-менее знаком с гик- и поп-культурой 80х-90х годов или хотя бы ключевыми фильмами и играми этой эпохи. К тому же, он, как и книга, очень хорошо отображает проблемы современного общества и отношений между людьми, которые остаются особенно ценными как в реальном, так и виртуальном мире. А ещё он показывает, насколько важными и серьёзными могут быть даже такие простые и несерьёзные увлечения, как просмотр фильмов или сериалов, чтение комиксов и виртуальные игрушки. 

В конце-концов, все мы когда-то были детьми и мечтали хоть раз побыть в шкуре любимых героев. «Первому игроку приготовиться» дарит самые тёплые ностальгические чувства и напоминает, что тебя от невероятных приключений в неизвестных мирах отделяет лишь джойстик игровой приставки.

Максим Курмаев,  Big Geek

@max_kurmaev