Создатель логотипа Apple о работе со Стивом Джобсом и дизайне

01.04.2018

Журналист издания 9to5mac взял интервью у создателя неизменного логотипа Apple, а также поговорил с ним о дизайнерских принципах, работе со Стивом Джобсом и многом другом. Мы предлагаем вам перевод этой замечательной статьи! 




Годы идут, времена меняются, дизайнерские тренды и вкусы видоизменяются вместе с ними, но кое-что остаётся неизменным: логотип Apple. Нарисованный в 1977 году дизайнером Робом Джаноффом он был несколько раз обновлён, но ни разу не заменён на что-то другое. Мы поговорили с Джаноффом о работе со Стивом Джобсом, его более чем 40-летнем опыте дизайнера, будущих проектах и коллаборациях.

Роб Джанофф вырос и выучился в Сан-Хосе, но затем переехал в Кремниевую долину, где сливовые сады постепенно превращались в микропроцессорные заводы. Изучив графический дизайн, он обосновался в фирме маркетингового гуру Реджиса МакКенны в Пало Альто.

«И тут появились два Стива (Джобс и Возняк) со своим домашним компьютером. Как я позднее узнал от креативного директора, я получил это задание, потому что казался самым концептуальным из всех арт-директоров, хоть и работал в компании всего несколько месяцев».

Брендирование технологического стартапа в 70-х годах требовало немалого воображения. Многие компании, пытающиеся сделать свой бренд узнаваемым в журналах и публикациях об электронной торговле, выглядели очень «сухими». Apple должна была выделиться, чтобы подняться над всем этим шумом.



«Мой креативный директор объяснял мне сложные вещи по типу, что должен делать или что умеет микропроцессор, а я пытался трансформировать эти знания в понятные мне формы, виды и метафоры».



До того как Apple обратилась к услугам Реджиса МакКены, логотип компании представлял собой сложный рисунок чернилами в виде сэра Исаака Ньютона, сидящего под яблоней, нарисованный соучредителем компании Рональдом Уэйном.

«Первое, что я начал со Стивом — разработка логотипа. Уже потом меня попросили создать этикетку для программного обеспечения, которое в то время было на аудиокассетах».




Джанофф также участвовал в разработке полноцветного логотипа Apple, который был представлен вместе с Apple II. Подобный профессиональный брендинг быстро привлёк внимание к молодой компании, сделал её живее и ярче. 



Роб вспоминает, что несмотря на то, что рисовал логотип для компьютера Apple и фактически создавал его личность, он даже не знал как выглядит устройство и не мог его попробовать в деле. Когда Джобс показал Джаноффу компьютер, то это был ящик без опознавательных знаков, просто прототип корпуса, изготовленный из стеклопластика и выпиленный с плавными изогнутыми краями.



«Стив хотел сделать первый массовый домашний компьютер. Он ездил в Macy’s в Пало Альто, бродил по кухонному залу, изучая дизайн всех этих белых пластиковых вещей. Я думаю именно они вдохновили его на конечный облик Apple II».

Спустя 40 лет Джанофф продолжает работать графическим дизайнером, но уже в собственном агентстве. Наблюдая за изменениями в дизайнерской культуре последних четырёх десятков лет, он выявил для себя несколько интересных мыслей обо всей индустрии.



«Удивительно как много людей думает, что дизайнеры придумывают все эти штучки для логотипов, чтобы придать им более глубокие смыслы. И этого, якобы, достаточно, чтобы создать что-то более-менее приличное. Лично я потратил несколько недель на рисунки целой кучи яблок, чтобы получить легко узнаваемый силуэт.

Когда дело дошло до укуса (bite), позволяющего яблоку выглядеть как фрукт, а не как вишня или томат, мой креативный директор сказал, что этот символ отлично сочетается с компьютерным словом байт (byte). Таким образом это была всего лишь счастливая случайность».


С самого начала своей карьеры, Джанофф вдохновлялся такими легендарными дизайнерами как Сол Басс (создатель графической анимации для фильмов «К северу через северо-запад» и «Психо») и Пол Рэнд (автор корпоративного стиля UPS, IBM и Westinghouse, а также логотипа для второй компании Джобса — NeXT).


«Я всегда считал их символическую простоту и многозначительность простых образов реально крутыми вещами, действительно отличными. Думаю, именно это и подтолкнуло меня к графике.

Мне нравится собственное чувство юмора, мне нравится делать провокационные заголовки и создавать провокационные образы, заставляющие людей думать по-другому. Это действительно мощная вещь и она будет ещё мощнее, когда вы станете достаточно хороши для того, чтобы вашу работу узнавали, признавали, покупали и публиковали». 

Логотип Apple полностью подходит всем этим критериям. Компания уже пять лет входит в список самых влиятельных и узнаваемых брендов мира. Джони Айв в интервью для New Yorker, так размышлял об этой особенности творческого процесса:


«Сперва вы чувствуете себя очень защищённым, несущим большую ответственность, а потом вдруг осознаёте, что это всё уже не ваше — оно принадлежит всем остальным».


Когда спрашиваешь Джаноффа о его творческом отношении к логотипу Apple, ставшему своеобразной культурной иконой, то его настроение несколько отличается.


«Я очень счастлив и горд видеть этот логотип повсюду. В реальной жизни на него натыкаешься очень часто: если прогуляться по залу ожидания аэропорта, то можно заметить многих людей со светящимися яблоками на крышках ноутбуков.

Это заставляет чувствовать себя как дома в любом месте. Словно то, о чём я думаю в своём мире на английском языке, каким-то образом оказывается связанным с их миром на любом другом языке. Не каждому дизайнеру удаётся нечто подобное».

Сейчас Джанофф наслаждается обучением других креативных профессионалов и проведением мастер-классов. Но далеко не каждый проект оказывается достоен его внимания.



«Я ищу что-то, над чем интересно будет поработать и чего у нас ещё не было. Иногда я просто хочу поразвлечься, потому что мне должно быть весело работать над чем-то. Вы сможете сказать что-либо о компании и человеке, который стоит за ней, на основе того, как они представляют себя и свой продукт».



Демонстрация правильного изображения или логотипа сейчас как никогда важна. И дизайнеры, и клиенты, несут серьёзную ответственность даже за самые маленькие стилистические решения. Всё, что ими сделано, потом будет рассмотрено под микроскопом в социальных сетях по типу Twitter.


Ребрендинг Dropbox, равно как и Instagram, в своё время вызвал достаточно много обсуждений и споров. Компания GAP так вообще отозвала новый логотип после шквала публичной критики в 2010 году. У Джаноффа есть мнение на этот счёт:



«Интернет — замечательная вещь, и делиться всем, чем только можно с другими тоже замечательно. У каждого есть мнение, и всё это очень субъективно. 

Но быть творческим человеком и создавать творческие продукты — на значит нравиться абсолютно всем. Всегда будут люди, у которых ещё нет аудитории, или им не с кем поговорить, или они просто не могли раньше высказаться публично. 

Многие творческие люди, особенно молодые дизайнеры, вкладывают в свою работу очень много любви и стараний, и если они сталкиваются с общественной критикой, то это буквально разрушает. Я потратил много времени, объясняя дизайнерам, что если мне что-то не нравится в их работе — не значит, что они плохие дизайнеры, просто мне это не нравится по такой-то причине. 

В интернете люди не заботятся об этом, им плевать, что подумают другие. Но я забочусь о дизайнерах и о том, что они подумают, особенно если занимаюсь их обучением».


Не менее распространённой темой для споров остаётся следующая: нужно ли дизайнерам осваивать множество других дисциплин, по типу программирования, чтобы оставаться наиболее актуальными сегодня. Некоторые компании предпочитают нанимать именно таких людей. Но Джанофф считает, что  это не делает человека лучшим дизайнером, а скорее даёт больше вариантов для трудоустройства — и это уже совсем другая тема. По его мнению, хоть оба навыка важны и полезны, но техническая реализация какой-нибудь идеи может мешать творческому процессу. 



«Дети часто бегут к компьютеру, чтобы сделать на нём что-нибудь, но чаще всего это лишено смысла. Технология может быть убийцей идеи, потому что вы будете тратить время на то, чтобы нарисовать более хороший уголок, забыв о всей картине целиком. В такие моменты лучше полностью освободить разум, просто продолжать рисовать и позволить мозгу выложить всё, что у него есть на этот счёт».


Сейчас у дизайнеров есть куча инструментов и платформ, чтобы демонстрировать людям весь процесс своей работы от начала и до конца, но Стиву Джобсу был показан только один вариант — тот самый, который он принял.



«Конечно, это было неопытно и наивно для меня и для Стива. Сейчас я стараюсь делать несколько вариантов работы и показывать заказчикам, чтобы они видели, что их деньги тратятся не зря. Но здесь главное не перегрузить клиента лишними подробностями, потому что они могут от этого только сильнее запутаться. 

Решение подобных проблем — задача дизайнера. Мы должны использовать все наши навыки и предложить клиенту самые лучшие варианты, а потом сократить их и посмотреть, что он скажет». 




Наконец, Джанофф даёт совет всем дизайнерам, кто хочет создать что-то, что пройдёт испытание временем. Он советует не принимать тенденции, которые отвлекают от основного дизайнерского посыла.



«Типографика похожа на моду, она постоянно меняется. Поэтому я стараюсь держаться подальше от всего, что может отвлечь меня от основной идеи. 
Оглядываясь назад на вещи, которые я делал для Apple, я понимаю, что в какой-то момент поддался моде.

Тогда футуристичные шрифты казались уместными, но сейчас я бы не стал их использовать. Я думаю, что типографика подходит наилучшим образом тогда, когда вы это чувствуете, но при этом она вам не мешает».

Помимо шрифтов, форм, программного обеспечения и тенденций, Джанофф считает по-настоящему важным само достижение какого-то результата.



«Мне нравится использовать инструменты для общения на привычном мне весёлом уровне. То, что я делаю лучше всего и что мне нравится делать — мыслительный процесс, поиск решения проблемы, выслушивание клиентов и понимание, чего они действительно хотят».


Максим Курмаев, Big Geek
@max_kurmaev


По материалам 9to5mac