Вся правда о прототипах первого iPhone от создателя iPod

12.01.2017


Тони Фаделл, ответственный за разработку iPod, а затем и iPhone, дал интервью изданию The Verge. Он рассказал о том, как создавался первый смартфон компании. Представляем вам наш перевод данного материала.

- Итак, у нас есть это видео и множество историй о первых этапах разработки iPhone, которые указывают на 2 абсолютно разных видения устройства.

- В то время у нас было огромное множество вариантов развития пользовательского интерфейса. Это была конкуренция идей, а не команд разработчиков, и мы работали над ними все вместе.

Иногда глупые идеи кажутся такими только поначалу, но после переосмысления они становятся умными. Идеи вроде: «Все хотят печатать на клавиатуре, никто не хочет печатать на стекле». И вам приходится продвигать эту идею в сознание людей, чтобы их первая реакция не была окончательной. У нас было примерно 16, 17 прототипов.

- То, что мы здесь видим, совершенно нелепо. Сенсорное колесо управления, интерфейс от iPod…что это такое?

- Тогда было два различных типа устройства для двух команд разработчиков. Используя программу Director, одна команда выводила на экран интерфейс iPod, а другая – интерфейс для сенсорных экранов. Команды работали сообща, так что нельзя сказать, что это два человека пробовали разные решения. Попутно шло портирование интерфейса уже непосредственно под аппаратное обеспечение. Отделы программного и аппаратного обеспечения вели параллельные разработки, и то, что вы видите в данном ролике, является просто картинкой, выведенной на экран при помощи Mac.

- Но в более поздних видео можно заметить, что устройство работает независимо от компьютера. Ему не требуется Director для вывода картинки.

- Кто-то портировал что-то на настоящий iPhone. И потом кто-то решил портировать это «что-то» просто так. У нас не было данного интерфейса на устройствах, все делалось на Mac. А потом мы добавили колесо управления, потому что мы пытались запустить систему на iPod. Но редактировать ПО для этого было слишком сложно, так что мы сделали это на компьютере и отобразили на iPod.

- Это объясняет, почему в видео есть элемент интерфейса Aqua – то, что мы видим, является приложением для Mac, эмулированным на iPod.

- Совершенно верно, это Mac-приложение. Это мог быть Director, это могло быть что угодно.

- Так каким образом оно оказалось на прототипе iPhone?

- Кто-то портировал его позже.

- Кто-то из Apple или откуда-то еще?

- Понятия не имею. Кто-то где-то портировал его и потом показал сравнение бок о бок. Повторюсь, мы в Apple никогда не делали ничего подобного для принятия решений.

- Видно, что здесь была проделана серьезная работа. Верхняя часть прототипа представляет собой несколько меню от iPod для телефона. Нижняя часть является какой-то странной эмуляцией. Так что можно сказать, что вы далеко зашли с идеей «сделать из iPod телефон». Как получилось, что в итоге разработка пошла совершенно в другом направлении?

- Давайте вернемся немного назад. Изначально мы просто хотели сделать iPod Video лучше. Для этого мы хотели установить в iPod большой экран, убрать колесо управления и сделать его виртуальным, чтобы удобнее было смотреть фото и видео. Колесо управления нам мешало, но мы не хотели делать устройство больше, мы просто хотели сделать экран крупнее, и нам пришлось экспериментировать. И виртуальное колесо управления было одной из попыток решить проблему.

Потом был iPod Phone, который предполагал сохранение маленького экрана наподобие дизайна Nokia. А колесо мы использовали просто потому, что оно узнаваемое. Главное было не убирать его, иначе весь маркетинговый отдел сошел бы с ума. Проект iPod Phone провалился из-за того, что на нем невозможно было набрать номер. Все остальное работало как нужно, но свою главную задачу как телефон он выполнить не мог. Так что нам пришлось признать, что данная идея не работает.

В конце концов у нас оставался третий вариант, благодаря которому мы обратили внимание на Multitouch. Потом нам пришлось полностью поменять интерфейс, и на смену колесу управления пришли «плитки».

- А какую идею тогда отстаивали вы? И что говорили ваши оппоненты?

- Многие из нас сразу поняли, что колесо управления никак нельзя использовать для быстрого набора телефона. Так что мы прямо сказали: «Стив, мы не хотим тратить на это время». На что он ответил: «Нет, я хочу, чтобы вы сделали это. Идите и сделайте это. Вы должны попробовать. Пробуйте.»

Мы перепробовали все. Мы устанавливали маленькие кнопки на колесо, чтобы было удобнее пользоваться телефоном. Тогда еще была Nokia, у которой клавиши были расположены радиально. И Стив сказал: «Идите и сделайте то же самое». Так что нам пришлось попробовать и это.

В итоге мы потратили четыре или пять недель, чтобы в конце прийти к нему и сказать: «Это не работает».

- Расскажите, что в итоге стало с iPod OS версией iPhone?

- До того, как я возглавил отдел, Джон Рубенштейн был его главой. Джон и несколько других сотрудников начали разрабатывать ОС на Linux, а Эви Теваниан и Скотт Форстал разрабатывали урезанную версию OS X. Когда я возглавил отдел, я решил прекратить разработку проекта на Linux. Прошла лишь пара недель с момента моего назначения на должность до того момента, когда я мог с уверенностью сказать, что мы серьезно занялись Purple OS.

- Purple OS было кодовым названием для iOS?

- Совершенно верно.

- А почему вы выбрали ARM-процессоры?

- Это все пошло от iPod. Мы взяли все от iPod. После успеха iPhone Стив пытался перевести на Intel, откуда и пошла вся драма с Intel против ARM. Но мы всегда работали с ARM, это даже нельзя назвать осознанным выбором, просто мы строили новое устройство на базе iPod.

- Когда наступил тот момент, когда вы осознали, что вы создали лучший продукт?

- Я не знал, имеем ли мы лучший продукт, но я точно знал, что у нас лучший дизайн. Это стало понятно сразу же, как только мы отполировали программную и аппаратную части. Это было настолько своевременно, настолько потрясающе, что мы сразу поняли, что лучший дизайн у нас. У нас не было сомнений не только в дизайне, но и в самой идее того, что мы делаем, в видении продукта. Ради этого мы готовы были пожертвовать всем остальным, лишь бы iPhone ушел в массы.


Благодаря этому интервью можно увидеть, что Стив Джобс не всегда только положительно влиял на ход разработки, уделяя внимание нежизнеспособным прототипам и заставляя людей выполнять лишнюю работу. Но, несмотря ни на что, из множества вариантов устройства был выбран именно тот, которому было суждено изменить мир. Первый iPhone совершил настоящую революцию на рынке мобильных устройств. Да, он был неидеален и у него не было множества полезных функций. Но его главная заслуга не в количестве функций, а в том, что он стал точкой отсчета, которая ознаменовала собой новую эру в истории развития телефонов.


Перевёл Антон Ризванов.